Разработка деклараций пожарной безопасности: важный этап обеспечения безопасности

Декларация пожарной безопасности представляет собой документ, который обязаны разрабатывать и иметь организации, независимо от их организационно-правовой формы, для подтверждения соответствия их объектов требованиям пожарной безопасности.

Этот документ играет важную роль в обеспечении безопасности на объектах различного назначения и является одним из ключевых моментов в системе пожарной профилактики и обеспечения безопасности.

Что такое декларация пожарной безопасности?

Декларация пожарной безопасности – это официальный документ, который содержит информацию об объекте, его технические характеристики, описывает системы обеспечения пожарной безопасности, основные планы эвакуации, а также меры по предотвращению пожаров и обеспечению первичного тушения. Этот документ разрабатывается на основе результатов пожарной экспертизы и представляет собой план действий в случае возникновения пожарной угрозы.

Когда разрабатывается декларация пожарной безопасности?

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в нескольких случаях, включая:

  • Строительство новых объектов – перед вводом в эксплуатацию нового здания или сооружения необходимо разработать декларацию, которая представляет обоснование соответствия его пожарной безопасности требованиям законодательства.
  • Реконструкция и модернизация – при внесении изменений в планировку, инженерные системы и оборудование объекта также требуется обновление декларации пожарной безопасности.
  • Для обеспечения безопасности при планировании мероприятий – в случае проведения массовых мероприятий или выставок, требуется разработка декларации для обеспечения безопасности участников и посетителей.

Состав декларации пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности состоит из нескольких основных разделов:

  1. Общие сведения – сведения об объекте, его назначении, площади, использовании, а также информация о собственнике объекта.
  2. Технические характеристики объекта – описание строительных конструкций, материалов, применяемых в строительстве, и инженерного оборудования.
  3. Системы обеспечения пожарной безопасности – описание установленных систем пожаротушения, пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией.
  4. Планы эвакуации – схемы эвакуации людей в случае возникновения пожара, распределение выходов, места сбора, идентификация ответственных лиц.
  5. Меры по предотвращению пожаров и обеспечению первичного тушения – описание предпринимаемых мер по предотвращению пожаров, обучение персонала, наличие средств первичного тушения.
  6. Восстановительные мероприятия – план действий и меры по восстановлению объекта после пожара.

Нормативное регулирование

Разработка и заполнение декларации пожарной безопасности регулируется законодательными актами, включая Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также рядом нормативных документов и инструктивно-методических материалов, утвержденных в установленном порядке.

Заказ услуги в Центре пожарной безопасности и профилактики пожаров в Москве

В Москве заказать услугу по разработке декларации пожарной безопасности можно в Центре пожарной безопасности и профилактики пожаров. Центр предоставляет квалифицированные услуги по разработке деклараций, что позволяет клиентам быть уверенными в соответствии их объектов требованиям пожарной безопасности.

Декларация пожарной безопасности – это важный инструмент в системе обеспечения пожарной безопасности объектов различного назначения. Ее наличие дает уверенность в том, что объект соответствует всем необходимым нормам и требованиям безопасной эксплуатации.

Требования нормативных документов к разработке декларации пожарной безопасности

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  • в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  • в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон «О техническом регулировании»), и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Технического регламента.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Технического регламента разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

При составлении декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается только перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты.

Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для объектов защиты, введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу Технического регламента, декларации пожарной безопасности представляются в течение одного года со дня их ввода в эксплуатацию. Уточненные или разработанные вновь декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения содержащихся в них сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) в течение одного года со дня изменения сведений.

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Технического регламента, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности утверждены Приказом МЧС РФ от 24 февраля 2009 г. № 91.

Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения:

  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН специальных и воинских подразделений), — в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН МЧС России);
  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН регионального центра МЧС России);
  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, — в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
  • при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования — в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
  • при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций — в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.

Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.

При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.